Зачем нам любовь и семья?

Три столпа традиционной семьи

Мотивы, которые на протяжении всей истории цивилизации заставляли людей вступать в официальный брак, можно условно разделить на три группы: экономические – поддержание определенного уровня жизни и выживание в старости, социокультурные – следование обычаям и приобретение желательного социального статуса, и психологические – переживание романтической любви, удовлетворение потребности в общении и моральной поддержке.

В течение последнего столетия на фоне колоссальных прорывов в науке и медицине и экономического подъема в мировом масштабе мы можем наблюдать, как экономические и социокультурные (в том числе религиозные) мотивы в развитых странах все больше отступают на второй план, а на первый план выходят индивидуальные, психологические потребности. В подходе к браку все меньше здорового прагматизма и все больше романтики и следования традициям – но это вовсе не так хорошо, как может показаться.

Вот несколько главных современных мотивов к вступлению в брак. Именно они стоят за неутешительной статистикой, заводят семейную жизнь в тупик и часто приводят людей в кабинет психотерапевта в попытках избежать роковой ошибки или справиться с ее последствиями.

1. Давление близких.

К сожалению, в России по-прежнему один из самых низких среди европейских стран показателей среднего возраста вступления в первый брак: 26–27 лет против 34–35 лет в странах с высоким уровнем жизни. Во многом это связано с архаичными социальными и анатомическими мифами, которые с детства вбиваются в головы молодых людей старшим поколением (а иногда и врачами): «провыбираешься – останешься в девках», «часики-то тикают, надо скорее родить». На практике это приводит к тому, что молодые женщины сплошь и рядом вступают в брак и рожают детей без глубокого понимания, зачем им все это нужно, просто потому, что «так надо», чтобы перестать испытывать на себе невыносимое давление со стороны близких. А потом они как раз и вливаются в статистику разводов, часто не успев отметить первой годовщины свадьбы.

2. Поиск любящего родителя.

Один из самых коварных мотивов, заставляющих людей вступать в брак, – надежда на то, что партнер станет тем, кто додаст любовь, заботу и внимание, которых так не хватало в родительской семье. Массовая культура охотно подпитывает эту надежду стереотипами на тему «настоящий мужик должен…» и «настоящая женщина должна…».

Разумеется, в реальном браке довольно быстро обнаруживается, что вместо двух любящих и принимающих зрелых личностей есть два недолюбленных, обидчивых ребенка с фантастическими, оторванными от жизни, ожиданиями, которые по определению не могут быть хорошими родителями не то что другому человеку, а даже сами себе. В результате такие партнеры часто либо не выдерживают груза разочарования и обид – и отправляются на поиски следующих кандидатов на вакантную должность папы и мамы (или в более благоприятном случае – психотерапевта). Реже – продолжают жить вместе, сцепив зубы, из чувства вины или по негласным прагматическим соображениям.

3. Превратные представления о любви.

Один из самых раздутых мифов западной культуры в последние века – миф о большой романтической любви. Всем с детства известно: в брак надо вступать по любви, тогда будешь жить долго и счастливо, а если совсем повезет – еще и умрешь в один день с супругом. Любовь – главное, а все остальные мелочи уж как-нибудь подтянутся. Подвох в том, что никто не объясняет, что такое эта самая любовь и чем она отличается, предположим, от влюбленности или, хуже того, эмоциональной зависимости.

На деле большинство людей если и приобретают способность к зрелой, устойчивой любви, то лишь в солидном возрасте, на фоне богатого и разнообразного жизненного опыта, в том числе и опыта неудачных отношений. А то, что чаще принимается за любовь и влюбленность, – это просто невротическая зависимость, перенос детских чувств и переживаний на партнера. И, как правило, это проходит за полтора-два года. Рядом с романтической натурой внезапно оказывается не прекрасный принц, как мечталось, а самый обычный человек, к тому же совершенно чужой.

Какое будущее у семьи?

Значит ли это, что институт традиционной моногамной семьи окончательно отомрет, не вписавшись в требования времени? Совсем не обязательно. Уже сегодня в наиболее развитых странах мира человек может удовлетворить практически все свои потребности, в том числе потребности в безопасности, заработке, уважении, социальном статусе, психологической поддержке, сексе и рождении потомства, и при этом ни разу в жизни не вступить в законный брак. Но даже в этих странах речь идет не о смерти института семьи, а скорее, о трансформации количества в качество.

Люди вступают в брак в более позднем возрасте, будучи более зрелыми и экономически автономными личностями. Они предъявляют все более высокие требования к качеству своей семейной жизни и все реже действуют из чувства вины или навязанного социумом стыда. Все это в совокупности формирует более благоприятную социальную атмосферу и способствует улучшению психологического здоровья населения.

Поиск фундамента

У современного человека есть как минимум одна потребность, которую можно удовлетворить только в браке (или в отношениях, очень похожих на брак), – это потребность в глубокой интимной связи с другим человеком. Чаще всего эта потребность выходит на первый план у зрелых и психологически автономных личностей, переросших желания подстроиться под стереотипы близких, доиграть отношения с родителями или инсценировать в своей жизни романтическую пьесу. Так что сам институт брака переживет еще не одно поколение. Что же делать обычному человеку, который хочет семейного счастья, но при этом не хочет наступить на все описанные грабли? Отбросить стереотипы, ознакомиться со статистикой и не пытаться при помощи брака решить личные проблемы. И, главное, относиться к браку как к ответственному долгосрочному проекту двух равноправных, личностно зрелых, состоявшихся в жизни партнеров. И помнить: брак может быть счастливым только тогда, когда в нем участвуют два счастливых человека.