Азы игры на арфе

Азы игры на арфеВы только что стали счастливым обладателем замечательно инструмента – арфы. Она известна еще со времен древнего Египта. Я не являюсь музыкальным наставником, лишь только пытаюсь помочь желающим освоить этот инструмент и иметь хоть малейшее представление о нем.

В первую очередь вы должны настроить свой инструмент Способы существуют разные, в зависимости от исполняемого музыкального произведения. Классическая настройка арфы считается настройка в чистой ноте. Но возможны и другие варианты, например:

— настройка в два Ми и Си бемоля;
— настройка в три из пяти бемолей. Это — Ми, Ля и Си бемоли.

Любой вид настройки зависит от того насколько вам удобно, как исполнителю, и от преподавателя, с которым вы занимаетесь.

Для настройки лучше всего воспользоваться фортепиано, потому что не все из нас обладают абсолютным музыкальным слухом. Во время настройки все леверсы должны быть в нижнем положении. Леверс — это та деталь арфы, которая, собственно, и служит для зажима струны.

Если вас что-то отвлекло во время настройки, и вы вынуждены отойти от инструмента, ни при каких обстоятельствах не оставляйте ключ в колки.

При настройке следует учесть, что наиболее правильная настройка – это по каждой ноте в каждой октаве. То есть, если вы настраиваете — До, то следующая струна в настройке, тоже — До, но другой октавы.

Ноты для арфы, ни чем не отличаются от нот для любого другого инструмента.

Постановка рук, при игре на арфе, требует определенных упражнений, которые надо повторять несколько раз в день.

Положение рук в этом случае – большие пальцы рук направлены вверх. Начиная с низких струн До и Фа, окрашенных в красный цвет — струна До, и черный или синий – струна Фа, начинаем перебирать струны, двигая руки вверх. Так мы должны дойти до самых высоких струн. И затем это движение повторяем, но теперь руки «идут» в обратном направлении.

Не забывайте о том, что мизинец и большой палец на руки в этом упражнении не участвует, а указательный безымянный и средний пальцы должены, при окончании движения, стремится, как будто дотронутся к ладони. Этот вариант удобен для того, чтобы пальцы привыкали к разным цветам струн.

У вас может возникнуть резонный вопрос – что большие пальцы вообще не участвуют в игре? Ответим — конечно, участвуют, ведь столько струн и нот еще остались неохваченными. Это низкие тона Ре, Ми, Соль и Си. Для них существует несколько другое упражнение. Здесь «перебор по струнам» пальцев заменяется «подергиванием» струн, идущих до и после цветных. И снова же отыгрываем пальцы в ладонь.

Вам придется затратить немало сил и усердия на тренировку своих рук, зато порядок струн они запомнят, что станет залогом успеха в дальнейшем обучении игры на этом древнем инструменте. Успехов!